Как слушать
ребенка?
Когда причины трудностей ребенка
спрятаны в сфере его чувств (ребенок сильно переживает), тогда
практическими действиями – показать, научить, направить, ему не поможешь, в
таких случаях лучше всего послушать.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам
поведал, при этом обозначив его чувство.
Правила активного слушания
1.Повернитесь
лицом к ребенку, важно, чтобы глаза были на одном уровне.
2.Ваши
ответы должны звучать в утвердительной форме.
3.Держите
паузу.
4.Полезно
повторить, что, как Вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его
чувство.
Результаты активного слушания
· Исчезают или сильно ослабевают отрицательные
переживания ребенка
· Ребенок, убедившись, что его слушают, больше
рассказывает о себе
· Ребенок сам продвигается в решении своих проблем
· Ребенок начинает учиться у Вас активному способу
слушания, уровень взаимопонимания повышается
Что мешает слушать ребенка?
1.Приказы,
команды.
2.Предупреждения,
предостережения, угрозы.
3.Мораль,
нравоучения, проповедь.
4.Советы,
готовые решения.
5.Доказательства,
логические выводы, нотации, «лекции».
6.Критика,
выговоры, обвинения.
7.Похвала.
8.Обзывания,
высмеивание.
9.Догадки,
интерпретации.
10.Выспрашивание,
выслеживание.
11.Сочувствие
на словах, уговоры, увещевания.
12.Отшучивание,
уход от разговора.
Активное слушание нецелесообразно
· Ребенок не переживает
· Ребенок хочет выговориться
КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ
СПОСОБНОСТИ
ВАШЕГО РЕБЕНКА
Советы Дэвида Льюиса
v
Отвечайте на
вопросы ребенка терпеливо и честно.
v
Воспринимайте
вопросы и высказывания ребенка всерьез.
v
Предоставьте
ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
v
Сделайте стенд,
где ребенок может показывать свои работы.
v
Не ругайте
ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом.
v
Покажите ребенку,
что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за
успехи и достижения.
v
Поручайте своему
ребенку посильные дела и заботы.
v
Помогайте ему
строить свои собственные планы и принимать решения.
v
Помогайте ему
улучшать результаты его работы.
v
Берите вашего
ребенка в поездки по интересным местам.
v
Помогайте ребенку
общаться с детьми из разных культурных слоев.
v
Не сравнивайте
своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
v
Не унижайте
своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
v
Приучайте вашего
ребенка мыслить самостоятельно.
v
Снабжайте ребенка
книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
v
Побуждайте
ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
v
Приучайте его к
регулярному чтению с малых лет.
v
С вниманием
относитесь к его потребностям.
v
Каждый день
находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
v
Включайте ребенка
в совместное обсуждение общих семейных дел.
v
Не дразните
ребенка за ошибки.
v Хвалите за любые успехи.
v
Учите его
общаться со взрослыми любого возраста.
v
Разрабатывайте
практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
v
Не запрещайте
ребенку играть со всяким хламом - это
стимулирует его воображение.
v
Побуждайте
ребенка находить проблемы и затем решать их.
v
Хвалите ребенка
только за конкретные успехи и поступки и делайте это
искренне.
v
Будьте честными в
оценке своих чувств к ребенку.
v
Не ограничивайте
круг тем, обсуждаемых с ребенком.
v
Давайте ребенку
возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
v
Помогайте ребенку
стать личностью.
v
Помогайте ребенку
находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
v
Развивайте в
ребенке позитивное восприятие его способностей.
v
Поощряйте в
ребенке максимальную независимость от взрослых.
v
Верьте в здравый
смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
v
Никогда не
отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».
v
Предпочитайте,
чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял
самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
Успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий